Номинация: «Лучший проект, посвященный патриотическому, духовно-нравственному воспитанию дошкольников»
Абидова Асият Кадировна, Кощевец Наталья Яковлевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №8», г.Усинска , Республика Коми
Актуальность темы в воспитании патриотических чувств у подрастающего поколения
Патриотизм – широкое понятие. Это и привязанность к месту, где человек родился и вырос, и уважительное отношение к языку, и гордость за культурные и социальные достижения, и наличие прочных знаний об истории своего края, страны, и соблюдение традиций, и посвящение своей деятельности на благо и процветание Родины. Чувство патриотизма не зарождается само по себе. Любовь к Родине начинается с любви к малой родине. Одной из главенствующих задач в воспитании детей дошкольного возраста является привитие любви к Родине и родному краю, знакомство с элементарными понятиями и целенаправленная систематическая работа с детьми в условиях образовательного учреждения. В настоящее время данный вопрос как никогда актуален.
С чего же начинается формирование патриотических чувств? Естественно оно начинается в первую очередь через знакомство детей со своей улицей, улицей, на которой располагается детский сад, с объектами, расположенными в городе, его достопримечательностями–имеющими историческое значение. И конечно же нельзя упускать из вида и тот факт, что детей также необходимо знакомить с историей и бытом родного края, с образом жизни населения, в том числе и коренного населения, которые веками живут на данной территории, нося всю свою жизнь историю родного края от поколения к поколению, сохраняя многообразие национальной культуры нашей страны, помогая сохранить историю страны. Поэтому в воспитании патриотизма у детей очень важно не забывать знакомить детей с истоками своей культуры. Надо возрождать и развивать полузабытые пласты местной народной культуры, образа жизни, которая будет способствовать самоидентификации коренного населения нашей сраны и проживающих на нашей территории национальностей. Национальная, культура является важной частью патриотического воспитания. Ее вхождение в жизнь ребенка от родителей и дошкольной организации. Из этого исходит вывод о том, что, чем раньше дошкольник придет к осознанию и пониманию культуры народа, тем глубже он проникнется народными ценностями, тем крепче будет связь с малой родиной и проложит основу и желание у детей знать историю и культуру не только своей малой родины, но и многовековую историю нашей необъятной Родины, проложит основу глубокому патриотическому чувству и гордости за свою Родину.
При ознакомлении ребенка с родным краем важнейшая задача педагога состоит в том, чтобы отобрать из большого количества впечатлений, получаемых дошкольником, такие, которые ему наиболее доступны: природа, мир животных, труд людей, традиции, достопримечательности и т. д Актуальность развития познавательного интереса в области патриотического воспитания связана также с запросами общества, а именно, чем шире, глубже и содержательнее знания детей о малой родине, о его истории, культуре, природе, занятии ,тем более успешными они окажутся в воспитании любви к родному краю и Родине.
При работе с детьми, наиболее запоминающимися и действенными являются такие методы и формы работы с дошкольниками, где они сами являются непосредственными и активными участниками. Один из таких методов- проектная деятельность, которую может использовать воспитатель в воспитательно - образовательном процессе, в том числе по патриотическому воспитанию. В процессе проектной деятельности ребенок не только получает определенные знания о своем районе, крае, стране, но и является активным участником этого процесса, маленьким исследователем информации о своей родине, родном крае и носителем данной культуры, традиций своего района, края, страны и глубоких патриотических чувств к родной земле.
В своей работе с детьми мы, воспитатели Абидова Асият Кадировна и Кощевец Наталья Яковлевна используем по всем направлениям проектную деятельность. Один из проектов по патриотическому воспитанию детей представлен далее.
Информационно – ориентированный, творческий проект по патриотическому воспитанию детей «Народные промыслы коми народа»
Тип проекта:
- Информационно – ориентированный, творческий.
Участники проекта:
- Дети старшей группы, воспитатели, родители.
Срок проекта:
- Долгосрочный
Актуальность для детей
Дети имеют уже базовый уровень знаний о родном крае, ее достопримечательностях, городах, о том, где работают родители и чем они занимаются. Возникла необходимость знакомить детей и с традиционным занятием коренного народа, промыслом коренного населения нашей республики, в частности - охотоводством и оленеводством. Это позволит детям глубже понять историю своего края и почувствовать себя частью коми земли.
Актуальность для родителей
Обусловлено большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у ребенка в современном обществе посредством ознакомления его с особенностями культуры, традиций, быта, промыслом нашей республики. Привлечь родителей в воспитательный процесс и формировать у них чувство ответственности по патриотическому воспитанию детей.
Методы и приёмы
Чтение произведений, вопросы, рассматривание иллюстраций, мультфильмов, видеороликов, презентации, творческая деятельность детей, родителей, воспитателей.
Цель:
- познакомить детей с основным промыслом коренного населения республики Коми;
- создание условий для развития творческой активности детей в познании родного края. Обогащение развивающей среды с помощью родителей (костюмы, маски, наглядный материал).
Задачи:
Образовательные:
- форрмировать у детей понятие об особенностях национальных промыслов народа Коми;
- расширять представления детей о своей республике, обогащать багаж знаний детей более подробной информацией о родном крае;
- расширять представления детей о промыслях коми народа;
- активизировать познавательную активность детей;
- активизировать словарь детей;
- учить строить диалог в процессе разыгрывания героев разных сказок и легенд;
- учить использовать «сказочные» языковые средства, пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния;
Развивающие:
- развивать устойчивый интерес к родному краю;
- развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;
- развивать произвольное внимание, память, наблюдательность, фантазию, быстроту реакции, инициативность и выдержку, умение делать определенные выводы;
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к своему народу, любовь к Родине и гордость за неё;
- Воспитывать в детях патриотическое чувство;
- Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
- Воспитывать уважительное отношение к труду людей, ценность людей разных профессий в жизни общества.
Предполагаемый результат:
Для педагогов:
- создание качественной предметно-развивающей среды для расширения представления детей о своей республике;
- пополнение атрибутами мини-музея о родном крае;
Для воспитанников:
- создание благоприятных условий более глубокого изучения родного края;
- развитие речи, мимики, жестов, движений;
- развитие компетентности, инициативы, активности, самостоятельности.
Для родителей:
- желание родителей участвовать в совместных мероприятиях ДОУ;
- повышение статуса патриотического воспитания в семье через творческое сотрудничество.
Механизм реализации проекта
Предварительная работа.
- Поисковая работа по теме проекта, подобрать информацию по теме.
- Составление анкеты для родителей «Как можно формировать у детей патриотическое чувство».
- Подбор художественной литературы по теме проекта – Коми народные легенды, былины, сказки: «Яг морт», «Йиркап», «Марпида царевна», «Пера- богатырь», «Чукля» т.д.
- Подбор книжек для рассматривания с детьми иллюстраций с изображением быта оленеводов, охотников.
- Подбор иллюстраций для знакомства детей с костюмами Коми народа.
- Подбор материала «Растительный и животный мир республики Коми»
- Изготовление и поиск костюмов к фестивалю коми сказок и легенд
Основные этапы реализации проекта.
1. Подготовительный этап.
Определение темы.
- изучение знаний и потребностей детей по этой теме;
- составление плана воспитательно – образовательной работы с детьми;
- знакомство родителей с планом работы по проекту, обсудить помощь, которая ожидается от родителей на этапах по реализации проекта.
2. Основной этап реализации проекта.
№ |
Названия мероприятий |
Практическая деятельность детей |
Предварительная работа детей, родителей и воспитателей |
октябрь |
Беседа на темы: «Наша малая Родина- республика Коми» «Коренное население нашей республики» «Что такое народный промысел?» «Жизнь народов коми в далеком пршлом» Просмотр презентаций по темам бесед |
Дети рассматривают папки с иллюстрациями, картинки на тему, рассуждают, высказывают свое мнение по темам бесед. |
Воспитатели и родители заранее приготовили демонстрационный материал, дети понаблюдали за бытом и трудом людей в деревнях( У кого родственники в деревнях) |
ноябрь |
Беседа «Оленеводство и охотоводство-основные промысли коми народа в республике Коми» Беседа «Значение охотоводства в жизни людей» Рассматривание предметов утвари охотоведов коми Дидактические игры «Промысловые птицы и животные коми края» Подвижная игры «Охотники и зайцы» |
Рассматривают иллюстрации про охотников Рисуют, охотников для составления альбома иллюстраций по теме, лепят охотников, зверей, птиц, на котрых могут охотится охотники |
Родители распечатали и приготовили иллюстрации об охотниках- охотоведах Воспитатели обрабатывают информацию об охотниках нашей республики в доступной форме для детей старшей группы и создают папки с информацией и иллюстрациями об и охотниках ( Образ жизни, одежда, обувь, быт, аксессуары, орудия труда и т.д.) |
декабрь |
Чтение сказки «Пера богатырь» Беседа по сказке Составление рассказов «Если бы я был охотником» Дидактическая игра «Собери картинку» |
Рассматривание иллюстраций к сказке Рисование, лепка Пера богатыря Сюжетно- ролевая игра «Пера-богатырь и Зарань» |
Воспитатели заранее готовят иллюстрации к сказке, раскраски Пера богатырь Приготовили костюмы к сюжетно- ролевой игре |
январь |
Чтение легенды «Йиркап» Рассматривание иллюстраций к легенде Просмотр мультфильма Йиркап Беседа по теме «По тропам Йиркапа» (о животном и растительном мире коми края Викторина «По тропам Йиркапа» Дидактические игра «Придумай свою концовку к легенде» |
Дети рисуют по легенде, лепят Играют в сюжетно ролевую игру «Охотники» |
Родители приготовили костюм Йиркапа, костюмы промысловых животных и птиц коми |
февраль |
Беседа «Оленеводы» Рассматривание традиционной одежды, орудий труда, жилища, быта, аксессуаров оленеводов Просмотр презентации и видеороликов об оленеводах коми края Подвижная игра «Стой олень» «Оленеводы» «Прыгание через нарты» |
Рисуют оленеводов Творческие работы «Украсим малицу» «Украсим чум» Коллективная лепка «Стойбище оленеводов» Сюжетно-ролевая игра «Оленеводы» Коллективное придумывание сказки об оленеводе |
Родители и воспитатели приготовили папку с информацией и иллюстрациями об оленеводах» Воспитатели приготовили презентацию об оленеводах Родители помогли сделать атрибуты, чум к сюжетно- ролевой игре |
март |
Чтение сказки «Оленеводы и Келе» Беседа по прочитанному Рассказы детей Дидактическая игра «Узнай по описанию» Экскурсия в краеведческий музей «Моя республика» |
Рисование Оленеводы и Келе Придумывание вариантов сказки «Если б я была Келе» |
Воспитатель готовит сказку, готовит беседы по сказке. |
апрель |
Беседа о традициях оленеводов, о праздниках оленеводов Участие в общесадиковском празднике «Зарни сюр» Подвижные игры, Игры эстафеты «Перетягивание канатов» «Ловля оленей» «Прыгание через нарты» ит д |
Дети активно играют в игры, которые играют оленеводы во время традиционных праздников Играют в сюжетно- ролевую игру «Праздник оленевода» |
Родители участвуют в празднике «Зарни сюр» Готовят коми блюда, участвуют в эстафетах, поют коми частушки |
май |
Фестиваль по сказкам и легендам об охотниках и оленеводах республики Коми Выпуск фото-презентации по проекту и просматривание его вместе с детьми |
Дети выбирают себе роли, договариваются кто кем будет и обыгрывают Воспитатель помогает детям выбрать роль, какие действия он совершает Оформление и пополнение мини- музея атрибутами, наработанными во время проекта |
Дети и родители помогают воспитателю расставить декорации для обыгрывания детьми Родители готовят блюда коми народа Родители рассматривают презентацию по пройденному проекту на сайте группы |
3. Заключительный этап
- пополнить мини – музей «Моя республика» материалом по теме, оформить его;
- пригласить детей старших и подготовительных групп посетить наш мини – музей.
ФОТООТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ. Ссылка: https://youtu.be/Hdu7DfkAcyk