Проект «Народные промыслы коми народа»

Номинация: «Лучший проект, посвященный патриотическому, духовно-нравственному воспитанию дошкольников»

Абидова Асият Кадировна, Кощевец Наталья Яковлевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №8», г.Усинска , Республика Коми

Актуальность темы в воспитании патриотических чувств у подрастающего поколения

Патриотизм – широкое понятие. Это и привязанность к месту, где человек родился и вырос, и уважительное отношение к языку, и гордость за культурные и социальные достижения, и наличие прочных знаний об истории своего края,  страны, и соблюдение традиций, и  посвящение своей деятельности на благо и процветание Родины. Чувство патриотизма не зарождается само по себе. Любовь к Родине начинается с любви к малой родине. Одной из главенствующих задач в воспитании детей дошкольного возраста является привитие любви к Родине и родному краю, знакомство с элементарными понятиями и целенаправленная систематическая работа с детьми в условиях образовательного учреждения. В настоящее время данный вопрос как никогда актуален.

С чего же начинается формирование патриотических чувств? Естественно оно начинается в первую очередь через знакомство детей со своей улицей, улицей, на которой располагается детский сад, с объектами, расположенными в городе, его достопримечательностями–имеющими историческое значение. И конечно же нельзя упускать из вида и тот факт, что детей также необходимо знакомить с историей и бытом родного края, с образом жизни населения, в том числе и коренного населения, которые веками живут на данной территории, нося всю свою жизнь историю родного края от поколения к поколению, сохраняя многообразие национальной культуры нашей страны, помогая сохранить историю страны. Поэтому в воспитании патриотизма у детей очень важно не забывать знакомить детей с истоками своей культуры. Надо возрождать и развивать полузабытые пласты местной народной культуры, образа жизни, которая будет способствовать самоидентификации коренного населения нашей сраны и проживающих на нашей территории национальностей. Национальная, культура является важной частью патриотического воспитания. Ее вхождение в жизнь ребенка от родителей и дошкольной организации. Из этого исходит вывод о том, что, чем раньше дошкольник придет к осознанию и пониманию культуры народа, тем глубже он проникнется народными ценностями, тем крепче будет связь с малой родиной и проложит основу и желание у детей знать историю и культуру не только своей малой родины, но и многовековую историю нашей необъятной Родины, проложит основу глубокому патриотическому чувству и гордости за свою Родину.

При ознакомлении ребенка с родным краем важнейшая задача педагога состоит в том, чтобы отобрать из большого количества впечатлений, получаемых  дошкольником, такие, которые ему наиболее доступны: природа, мир животных, труд людей, традиции, достопримечательности и т. д Актуальность развития познавательного интереса в области патриотического воспитания связана также с запросами общества, а именно, чем шире, глубже и содержательнее знания детей о малой родине, о его истории, культуре, природе, занятии ,тем более успешными они окажутся в воспитании любви к родному краю и Родине.

При работе с детьми, наиболее запоминающимися и действенными являются такие методы и формы работы с дошкольниками, где они сами являются непосредственными и активными участниками. Один из таких методов- проектная деятельность, которую может использовать воспитатель в воспитательно - образовательном процессе, в том числе по патриотическому воспитанию. В процессе проектной деятельности ребенок не только получает определенные знания о своем районе, крае, стране, но и является активным участником этого процесса, маленьким исследователем информации о своей родине, родном крае и носителем данной культуры, традиций своего района, края, страны и глубоких патриотических чувств к родной земле.

В своей работе с детьми мы, воспитатели Абидова Асият Кадировна и Кощевец Наталья Яковлевна используем по всем направлениям проектную деятельность. Один из проектов по патриотическому воспитанию детей представлен далее.

Информационно – ориентированный, творческий проект по патриотическому воспитанию детей «Народные промыслы коми народа»

Тип проекта:

  • Информационно – ориентированный, творческий.

Участники проекта:

  • Дети старшей группы, воспитатели, родители.

Срок проекта:

  • Долгосрочный

Актуальность для детей

Дети имеют уже базовый уровень знаний о родном крае, ее достопримечательностях, городах, о том, где работают родители и чем они занимаются. Возникла необходимость знакомить детей и с традиционным занятием коренного народа, промыслом коренного населения нашей республики, в частности - охотоводством и оленеводством. Это позволит детям глубже понять историю своего края и почувствовать себя частью коми земли.

Актуальность для родителей

Обусловлено большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у ребенка в современном обществе посредством ознакомления его с особенностями культуры, традиций, быта, промыслом нашей республики. Привлечь родителей в воспитательный процесс и формировать у них чувство ответственности по патриотическому воспитанию детей.

Методы и приёмы

Чтение произведений, вопросы, рассматривание иллюстраций, мультфильмов, видеороликов, презентации, творческая деятельность детей, родителей, воспитателей.

Цель:

  • познакомить детей с основным промыслом коренного населения республики Коми;
  • создание условий для развития творческой активности детей в познании родного края. Обогащение развивающей среды с помощью родителей (костюмы, маски, наглядный материал).

Задачи:

Образовательные:

  • форрмировать у детей понятие об особенностях национальных промыслов народа Коми;
  • расширять представления детей о своей республике, обогащать багаж знаний детей более подробной информацией о родном крае;
  • расширять представления детей о промыслях  коми народа;
  • активизировать познавательную активность детей;
  • активизировать словарь детей;
  • учить строить диалог в процессе разыгрывания героев разных сказок и легенд;
  • учить использовать «сказочные» языковые средства, пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния;

Развивающие:

  • развивать устойчивый интерес к родному краю;
  • развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;
  • развивать произвольное внимание, память, наблюдательность, фантазию, быстроту реакции, инициативность и выдержку, умение делать определенные выводы;

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к своему народу, любовь к Родине и гордость за неё;
  • Воспитывать в детях патриотическое чувство;
  • Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
  • Воспитывать уважительное отношение к труду людей, ценность людей разных профессий в жизни общества.

Предполагаемый результат:

Для педагогов:

  • создание качественной предметно-развивающей среды для расширения представления детей о своей республике;
  • пополнение атрибутами мини-музея о родном крае;

Для воспитанников:

  • создание благоприятных условий более глубокого изучения родного края;
  • развитие речи, мимики, жестов, движений;
  • развитие компетентности, инициативы, активности, самостоятельности.

Для родителей:

  • желание родителей участвовать в совместных мероприятиях ДОУ;
  • повышение статуса патриотического воспитания в семье через творческое сотрудничество.

Механизм реализации проекта

Предварительная работа.

  1. Поисковая работа по теме проекта, подобрать информацию по теме.
  2. Составление анкеты для родителей «Как можно формировать у детей патриотическое чувство».
  3. Подбор художественной литературы по теме проекта – Коми народные легенды, былины, сказки: «Яг морт», «Йиркап», «Марпида царевна», «Пера- богатырь», «Чукля» т.д.
  4. Подбор книжек для рассматривания  с детьми иллюстраций с изображением быта оленеводов, охотников.
  5. Подбор иллюстраций для знакомства детей с костюмами Коми народа.
  6. Подбор материала «Растительный и животный мир республики Коми»
  7. Изготовление и поиск костюмов к фестивалю коми сказок и легенд

Основные этапы реализации проекта.

1. Подготовительный этап.

Определение темы.

  •  изучение знаний и потребностей детей по этой теме;
  •  составление плана воспитательно – образовательной работы  с детьми;
  • знакомство родителей с планом работы по проекту, обсудить помощь, которая ожидается от родителей на этапах по реализации проекта.

2. Основной этап реализации проекта.

Названия мероприятий

Практическая деятельность детей

Предварительная работа детей, родителей и воспитателей

октябрь

Беседа на темы:

«Наша малая Родина- республика Коми»

«Коренное население нашей республики»

«Что такое народный промысел?»

«Жизнь народов коми в далеком пршлом»

Просмотр презентаций по темам бесед

Дети рассматривают папки с иллюстрациями, картинки на тему, рассуждают, высказывают свое мнение по темам бесед.

Воспитатели и родители заранее приготовили демонстрационный материал, дети понаблюдали за бытом и трудом людей в деревнях( У кого родственники в деревнях)

ноябрь

Беседа «Оленеводство и охотоводство-основные промысли коми народа в республике Коми»

Беседа «Значение охотоводства в жизни людей»

Рассматривание предметов утвари охотоведов коми

Дидактические игры «Промысловые птицы и животные коми края»

Подвижная игры «Охотники и зайцы»

Рассматривают иллюстрации про охотников

Рисуют, охотников для составления альбома иллюстраций по теме, лепят охотников, зверей, птиц, на котрых могут охотится охотники

Родители распечатали и приготовили иллюстрации об охотниках- охотоведах

Воспитатели обрабатывают информацию об охотниках нашей республики в доступной форме для детей старшей группы и создают папки с информацией и иллюстрациями об и охотниках ( Образ жизни, одежда, обувь, быт, аксессуары, орудия труда и т.д.)

декабрь

Чтение сказки «Пера богатырь»

Беседа по сказке

Составление рассказов «Если бы я был охотником»

Дидактическая игра «Собери картинку»

Рассматривание иллюстраций к сказке

Рисование, лепка Пера богатыря

Сюжетно- ролевая игра «Пера-богатырь и Зарань»

Воспитатели заранее готовят иллюстрации к сказке, раскраски Пера богатырь

Приготовили костюмы к сюжетно- ролевой игре

январь

Чтение легенды «Йиркап»

Рассматривание иллюстраций к легенде

Просмотр мультфильма Йиркап

Беседа по теме «По тропам Йиркапа» (о животном и растительном мире коми края

Викторина «По тропам Йиркапа»

Дидактические игра «Придумай свою концовку к легенде»

Дети рисуют по легенде, лепят
рассматривают иллюстрации к легенде

Играют в сюжетно ролевую игру «Охотники»

Родители приготовили костюм Йиркапа, костюмы промысловых животных и птиц коми

февраль

Беседа «Оленеводы»

Рассматривание традиционной одежды, орудий труда, жилища, быта, аксессуаров оленеводов

Просмотр презентации и видеороликов об оленеводах коми края

Подвижная игра «Стой олень»

«Оленеводы»

«Прыгание через нарты»

Рисуют оленеводов

Творческие работы «Украсим малицу»

«Украсим чум»

Коллективная лепка «Стойбище оленеводов»

Сюжетно-ролевая игра «Оленеводы»

Коллективное придумывание сказки об оленеводе

Родители и воспитатели приготовили папку с информацией и иллюстрациями об оленеводах»

Воспитатели приготовили презентацию об оленеводах

Родители помогли сделать атрибуты, чум к сюжетно- ролевой игре

март

Чтение сказки «Оленеводы и Келе»

Беседа по прочитанному

Рассказы детей
«Если б я был оленеводом»

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Экскурсия в краеведческий музей «Моя республика»

Рисование Оленеводы и Келе

Придумывание вариантов сказки «Если б я была Келе»

Воспитатель готовит сказку, готовит беседы по сказке.

апрель

Беседа о традициях оленеводов,

о праздниках оленеводов

Участие в общесадиковском празднике «Зарни сюр»

Подвижные игры,

Игры эстафеты «Перетягивание канатов» «Ловля оленей» «Прыгание через нарты» ит д

Дети активно играют в игры, которые играют оленеводы во время традиционных праздников

Играют в сюжетно- ролевую игру «Праздник оленевода»

Родители участвуют в празднике «Зарни сюр» Готовят коми блюда, участвуют в эстафетах, поют коми частушки

май

Фестиваль по сказкам и легендам об охотниках и оленеводах республики Коми

Выпуск фото-презентации по проекту и просматривание его вместе с детьми

Дети выбирают себе роли, договариваются кто кем будет и обыгрывают

Воспитатель помогает детям выбрать роль, какие действия он совершает

Оформление и пополнение мини- музея атрибутами, наработанными во время проекта

Дети и родители помогают воспитателю расставить декорации для обыгрывания детьми

Родители готовят блюда коми народа

Родители рассматривают презентацию по пройденному проекту на сайте группы

3. Заключительный этап

  • пополнить мини – музей «Моя республика» материалом по теме, оформить его;
  • пригласить детей старших и подготовительных групп посетить наш мини – музей.

ФОТООТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ. Ссылка: https://youtu.be/Hdu7DfkAcyk