Азбука безопасности

ИВКИНА ВЕРА ВАСИЛЬЕВНАИВКИНА ВЕРА ВАСИЛЬЕВНА,
руководитель Центра "Безопасное детство"

Азбука безопасности

Азбука безопасности

 

Безопасность детей – забота взрослых

В течение всей своей жизни мы постоянно сталкиваемся с потенциальными опасностями, и об этом надо помнить всегда, для того, чтобы не оказаться застигнутым врасплох. Но особенно часто в экстремальные ситуации попадают наши дети. Особую тревогу мы испытываем за них.

Задачи взрослых (педагогов и родителей) состоят не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложностями, а порой с опасными жизненными ситуациями.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди хорошо знали и соблюдали их, то было бы меньше травм и несчастных случаев.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома.

Если ребенок умеет распознать источник опасности, то ему легче защитить себя или вовремя обратиться за помощью к взрослым. Особенно важно, чтобы дети не только слышали о правилах безопасности, но и знали их.

Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях, задача которых - стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности..

В 1995 г. была разработана программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста" под редакцией Авдеевой Н.Н, Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б., в соответствии с которой детям старших групп в игровой форме доводятся знания по вопросам правил дорожного движения, безопасного поведения в быту и другие элементарные понятия безопасного поведения.

Цель программы: воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.

В содержание программы включено шесть разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города». Особенность данной программы состоит в очень большом значении положительного примера в поведении взрослых.

Для реализации этой программы в нашем детском саду создан и оборудован кабинет ОБЖ, где проводятся занятия в старших и подготовительных группах.

Азбука безопасности Азбука безопасности

На всех возрастных группах организованы уголки безопасности, в которых есть книги, игры, плакаты. Они помогают лучше освоить правила безопасности.

Азбука безопасности Азбука безопасности Азбука безопасности

Эффективность программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста" в большей степени зависит от положительного примера взрослых.

Обычно вы заняты своими делами, у вас много хлопот, вы всегда испытываете нехватку времени. И все-таки... несмотря на свои заботы, вечную спешку, помните о тех, кому нужна ваша помощь, совет, ваша опека - о детях.

Вы должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. (Например, сложно объяснить детям, что надо пользоваться носовым платком, если родители сами этого не делают.) А разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду, и наоборот.

Знания, закрепленные на практике, позволяют быстро и адекватно реагировать на любую опасность, прогнозировать развитие ситуации, и значит, свои действия.

И здесь требовательность родителей будет оправдана. Если взрослый человек в опасный момент еще сможет как-то сориентироваться в обстановке и найти правильный выход, то ребенок даже и искать не будет. Дети могут действовать только по заранее объясненной, многократно повторенной и заученной схеме. На уровне хорошо закрепленного условного рефлекса.

Если ваш ребенок не будет знать, что во время пожара надо покидать помещение и бежать к взрослым соседям, то при первом появлении огня и дыма залезет под кровать или в шкаф, как это делают большинство малолетних погорельцев. И сломать этот безусловный рефлекс – прятаться от опасности в укромное место – может только накрепко отработанный условный рефлекс.

Как же его отработать? Можно изучить правила безопасного поведения в игре. Бросайте кубики, передвигайте фишки по карте, где изображены различные опасности. Можно рисовать комиксы, где любимые персонажи попадают в различные истории и выбираются из них.

Но всегда надо иметь в виду, что у детей прямая логика. То, что они видят, то и считают нормой.

Посвятите отдельную прогулку правилам перехода через дорогу. Проверьте, правильно ли ваш ребенок их понимает, умеет ли использовать эти знания в реальных дорожных ситуациях. Для этого потренируйтесь вместе переходить по пешеходному переходу через проезжую часть с односторонним и двусторонним движением, через регулируемый и нерегулируемый перекрестки.

Приучайте детей с раннего возраста соблюдать правила дорожного движения. И не забывайте, что личный пример - самая доходчивая форма обучения.

Предвидеть опасность и избежать ее гораздо проще, чем с ней бороться, - это следует всегда помнить.

Родителям на заметку

Единый номер вызова экстренных оперативных служб - 112

Наименование организации

С городского

телефона

МТС

МЕГАФОН

БИЛАЙН ТЕЛЕ-2
Единый номер пожарных и спасателей 01 101 101 101
Полиция 02 102 102 102
Скорая помощь 03 103 103 103
Аварийная газовая служба 04 104 104 104
ЕДДС МО ГО "Усинск" 23-2-15, 051      

МКУ Управление по делам ГО и ЧС городского округа «Усинск»